Хороший свадебный фотограф – удача для будущих молодоженов. Можно довериться его опыту и не пожалеть об этом, когда будете просматривать фотографии с торжества.
Сегодня я хочу познакомить вас с профессиональным свадебным фотографом из Казани Павлом Николаевым.
— Расскажите пожалуйста о себе. Где Вы живете и работаете?
— Я живу в Казани уже 5 лет и все это время занимаюсь фотографией. Моей основной специализацией является свадебная фотосъемка, но также я занимаюсь семейной фотосъемкой, репортажем, концертной съемкой и различными фотосессиями.
— Какие чувства Вы испытали, когда первый раз взяли в руки фотоаппарат? Когда Вы поняли, что хотите заниматься фотографией?
— Фотоаппарат у меня был всегда, потому что мой отец занимался фотографией. Мы постоянно в семье что-то фотографировали. Я видел пленки, катушки, мы все это проявляли. В итоге я купил себе телефон с встроенной фотокамерой. Для меня было волшебством, что фотографию можно увидеть сразу. Затем у меня была цифровая мыльница. В 2009 году я купил свой первый зеркальный фотоаппарат. Мне всегда хотелось хорошую камеру, но заниматься этим профессионально не планировал.
— Пару слов о том какой техникой пользуетесь, и почему именно этот производитель фотоаппаратов?
— Я попробовал почти все марки фотоаппаратов: Nikon, Sony, Canon, Pentax. Все марки очень хорошие, но я остановилсвой выбор на технике Canon, потому что на тот момент у этой фирмы был большой выбор аксессуаров для камеры. В настоящее время у меня свадебный набор объективов, который покрывает почти все фокусные расстояния, необходимые для съемки свадеб, фотосессий: 24-70mm, 70-200mm. Так же я пользуюсь советскими объективами.
— Расскажите о Вашем первом коммерческом заказе? Сейчас работаете где-то на постоянной основе или периодически приглашают?
— Первый заказ был совместно с видеооператором, который пригласил меня снимать свадьбу. Было страшно, я ничего не говорил жениху и невесте, просто снимал из-за плеча видеооператора. Затем в течение года сотрудничал с этим видеооператором и снимал свадьбы за относительно небольшую плату. На тот момент я работал для опыта. Сейчас я спокойно, без волнения берусь за съемки. Фотография – это мой единственный заработок, поэтому я стараюсь всегда быть в работе, иметь постоянные заказы.
— Как Вы считаете, в какой момент человек может переходить в коммерческую фотографию?
— В коммерческую фотографию человек может переходить сразу, если он способен удовлетворить ожидания заказчика. Но скорее это исключение, нежели правило. Человек должен приобрести опыт, знать основы фотографии. Нужно выбрать направление в фотографии и заниматься этим систематически.
— Если бы не фотография, то чем бы Вы стали заниматься в жизни?
— По специальности я экономист-математик. Если бы не фотография, то я бы пошел работать по специальности. Математика помогает все систематизировать, иногда это бывает полезно.
— В чём особенность Вашего стиля?
— Я один из немногих фотографов, кто всегда снимает с искусственным светом, поэтому я не сильно завишу оттого, вышло ли солнце, спряталось. В течение двух лет я планомерно изучаю свет и мне без разницы, хоть ночью снимать, хоть денем.
— Очень интересно, когда появилась задумка делать свадебные альбомы? Какой он, Ваш первый альбом? Помните ли Вы свои переживания, эмоции от работы над первым свадебным альбомом?
— Я имел представление о свадебных альбомах еще с начала карьеры, но не решался браться за это дело. У моей хорошей подруги Майи Лариной есть своя студия в Набережных Челнах, и она раньше меня начала делать альбомы. Первые мои альбомы были заказаны у нее. Затем, поработав с ней один сезон, я решился сделать свой собственный альбом. У меня все получилось, мне понравилось, и в дальнейшем я начал сам этим заниматься.
— Хотите испытать свой талант в постановочной фотосъемке для рекламы, бизнес фото?
— Можно попробовать – это опыт. В бизнес съемке важен серьезный подход, нужно все сделать грамотно и качественно. Она требует большего времени для подготовки и большей ответственности.
— В каких городах, а может, даже странах Вы побывали в качестве фотографа на свадьбе? Какие возникали сложности в работе из-за непривычной обстановки и местности?
— Я снимаю в Казани, в Москве, в Чебоксарах, почти во всех городах Татарстана. Так же это всевозможные поселки, деревни республики Татарстан и республики Чувашии. Особенности таких деревень в том, что у них очень маленькие ЗАГСы, где не всегда удобно проводить съемку. Бывает так, что жених живет в одной деревне, а невеста в другой. Мы тратим много времени на переезды, зачастую эти деревни находятся на далеком расстоянии друг от друга.
— Ваша работа занимает очень много времени. Справляетесь ли Вы со всем объемом самостоятельно или у Вас есть помощники? Чем они занимаются?
— Съемка – это верхушка айсберга. Есть еще невидимая часть работы фотографа, которая проходит дома, за компьютером. Последнее время я задумываюсь о найме работников, которые будут помогать в ретуши, в создании альбомов. Я готов платить за это, но пока достойных кандидатур нет. На данный момент у меня есть ассистент, который полностью отвечает за свет.
— Подсмотреть или смоделировать? Постановка или момент? Что Вам ближе?
— Если это постановка, то я буду тщательно подходить к ней, чтобы все было сделано грамотно и качественно. Момент нужно увидеть и успеть поймать, это удача фотографа.
— Как Вы считаете стоит ли посещать отечественные школы-курсы фотографии? Посещали ли Вы курсы или мастер-классы, каково впечатление?
— Для фотографов в России очень много различных по тематике мастер-классов: съемка новорожденных, свадебная, семейная, портретная съемка, даже автомобильная. Те, кто ходит на такие мастер-классы, должны понимать, что это не обучение. Фотограф показывает свой подход к съемке в данной специализации, и вы можете что-то у него перенять. Чтобы обучаться, нужно ходить на всевозможные фотокурсы. Сам я учился в 41-ом колледже на отделении «Фотографии», теперь у меня есть официальная профессия фотографа.
— Влияет ли на фотографию Ваше настроение? Как готовитесь к съемке?
— Перед съемкой желательно выспаться, пойти со светлым хорошим настроением, отбросить все дурные мысли. Нужно постараться учесть все мелочи, взять, что нужно и снимать, снимать, снимать.
— На что следует обратить внимание людям, которые ищут профессионального фотографа?
— В первую очередь нужно посмотреть портфолио. Затем нужно пообщаться с фотографом. И только после этого обращать внимание на стоимость его работы.
— При съемке людей, какая обстановка, на Ваш взгляд, более подходящая: студия, кафе, природа, городской пейзаж?
— Нет разницы, любая обстановка пригодна для съемки. Я предпочитаю интерьер, кафе, красивый отель. На улице – это красивая природа: речка, поле, лес, горы. Красивый городской пейзаж: архитектура, древние дома, церкви, небоскребы, новые районы Казани. Студию я тоже люблю, но не понимаю, что там можно делать долго. В студии однообразный интерьер, больше часа я там не снимаю.
— Расскажите, пожалуйста, Вам приходилось работать с парой жениха и невесты, которые оставили особое яркое впечатление в Вашей памяти?
— Все мои клиенты, мои женихи и невесты, очень хорошие, открытые, веселые люди. Со всеми было приятно работать.
— Назовите главный критерий, которого должен придерживаться профессиональный фотограф?
— Качество работ. Не важно, какое у тебя настроение, какая техника, ты должен стремиться отдавать качественный материал.
— Насколько сейчас сильна конкуренция свадебных фотографов в Казани, было ли так всегда?
— Сейчас конкуренция все больше возрастает, рынок перенасыщен. Этому способствуют фотошколы, мастер-классы. В дешевом сегменте конкуренция большая. Если рассматривать среднийи, vip-сегмент, там как было раньше, так и осталось.
— Какие прикладные знания необходимы, чтобы стать фотографом?
— Нужно понимать, что такое свет, как он работает. Нужно иметь представление о цвете, чтобы красиво редактировать готовый материал. Надо разбираться в живописи. Все, что делают профессиональные фотографы, все это перекликается с живописью. Хороший художник прорисовывает и свет, и тень, и фон.
— Всегда ведутся оживлённые дискуссии о том, летом или зимой лучше праздновать свадьбу. А у Вас есть любимое время года для свадебной фотографии? Как вы обыгрываете это в фотографии?
— Самое любимое время года – это конец лета, когда не так жарко, когда появляются рябины, желтоватые, багровые листочки. Люблю осень до середины октября, когда наступает бархатный сезон.
— Каковы плюсы и минусы компьютерной обработки?
— Компьютерная обработка нужна современной фотографии. Фотоаппарат не может передать картинку так, как ее видит глаз, поэтому приходится делать базовую корректировку: поправить баланс белого, какие-то цвета, кадрирование. Помимо базовой обработки, иногда делается то, что задумано мной как автором в художественном плане. Графические редакторы позволяют делать из фотографии картины. Минусы в том, что на это тратится время.
— А случались ли у Вас ситуации, когда не было взаимопонимания с женихом и невестой?
— Такие свадьбы, к сожалению, были. Но я стараюсь обговорить эти моменты на встрече с клиентами, чтобы во время съемки у нас было полное взаимопонимание и доверие.
— Как Вы себя ощущаете на очередной свадьбе? Для Вас это уже просто работа или есть ощущение вовлеченности во всеобщий праздник?
— Как только для меня свадебное торжество станет просто работой или рутиной, я сразу же брошу это дело.
— Есть ли наиболее приоритетные постановочные свадебные кадры?
— Я делаю классические постановки, но, в основном, это импровизация.
— Оставляете ли Вы в своём фотоархиве какие-нибудь кадры со свадеб?
— Я оставляю все свадьбы целиком, потому что мне жалко их удалять.
— А когда-нибудь приходилось слышать критику или замечания от молодожёнов по поводу отданных фотографий?
— Было такое. В первые два года моей работы некоторые клиенты возвращались с жалобами. Это естественно для каждого фотографа. Так что не бойтесь, если первое время вы будете слышать возражения. Старайтесь совершенствоваться и делать свою работу лучше и лучше.
— В любой профессии работающий человек сталкивается со своими “подводными камнями”. Какие они в Вашей специализации — свадебной фотографии?
— Самый главный «подводный камень» – это устаревшее представление молодых о свадебном дне: о том, что делает фотограф на свадьбе, для чего он нужен и сколько стоит фотограф. Устаревшее представление о том, что невесту надо снимать на ладошке жениха, что выкуп нужно проводить в грязных некрасивых подъездах.
— Как Вы привлекаете клиентов, и как часто они возвращаются для проведения других съемок? Например, семейный портрет или приезд ребенка из роддома?
— Я занимаюсь маркетингом, поддерживаю сарафанное радио, общаюсь с постоянными клиентами, делаю им уникальные предложения, чтобы быть востребованным. Нужно быть постоянно на виду, показывать, что ты есть, что ты работаешь.
Большое спасибо за интервью и новых творческих успехов в работе и в жизни!
С Павлом Николаевым беседовала журналист Анна Черкина